четверг, 22 октября 2015 г.

ЧИСТОГОВОРКИ

Чистоговорки нужны для того, чтобы речь ребенка звучала чисто, понятно и четко.
Занимайтесь с детьми с чистоговорками, например, таким образом:
 
1. Вы произносите три раза слог и чистоговорку, а ребенок повторяет. 
2. Вы произносите слог один раз, а ребенок его трижды повторяет и по памяти произносит чистоговорку.
3. Ребенок произносит чистоговорки самостоятельно по порядку.
 
 
[м]
Ма-ма-ма – я сама.
Мо-мо-мо – лук помой.
Мы-мы-мы – ждем зимы.
Ом-ом-ом – строим дом.
 
Ми-ми-ми – меня за руку возьми.
Мо-мо-мо – мы идем в кино.
 
Ма-ма-ма – все я делаю сама.
Му-му-му – в руки букву я возьму.
 
 
[л]
Ли-ли-ли: в синем море корабли.
Ля-ля-ля: мачта корабля.
Ле-ле-ле: гнезда на скале.
Лю-лю-лю: мамочку люблю.
 
Ло-ло-ло – папа взял в сарай сверло.
Ла-ла-ла – мама клещи принесла.
Лу-лу-лу – бабушка дала пилу.
Ли-ли-ли – папа строит корабли.
Ле-ле-ле – он их строит на земле.
 
 
[р]
Ри-ри-ри – на орехи посмотри.
Ро-ро-ро – у орехов есть ядро.
 
Ра-ра-ра – за горой стоит гора.
Ру-ру-ру – мышка спряталась в нору.
Ра-ра-ра – в лесу нора.
Ры-ры-ры – елка около норы.
Ру-ру-ру – загляну в нору.
Рю-рю-рю – кто там, посмотрю.
Ри-ри-ри – темно внутри.
Ре-ре-ре – лиса в норе!
 
Тра-тра-тра, тра-тра-тра — вижу пламя я костра.
Тро-тро-тро, тро-тро-тро — будем строить мы метро.
Тру-тру-тру, тру-тру-тру — тесто подойдёт к утру.
Тры-тры-тры, тры-тры-тры — будем покупать шатры.
 
Гра-гра-гра, гра-гра-гра — начинается игра.
Бро-бро-бро, бро-бро-бро — делайте всегда добро.
Кру-кру-кру, кру-кру-кру — покупай скорей икру.
 
Ар-ар-ар, ар-ар-ар — в магазине синий шар.
Ор-ор-ор, ор-ор-ор — за окном гудит мотор.
Ур-ур-ур, ур-ур-ур — на дороге много фур.
Ир-ир-ир, ир-ир-ир — папа носит свой мундир.
Ыр-ыр-ыр, ыр-ыр-ыр — на столе овечий сыр.
 
Ра-ра-ра, ра-ра-ра — за мостом стоит гора.
Ро-ро-ро, ро-ро-ро — подари нам гусь перо.
Ру-ру-ру, ру-ру-ру — повстречал я детвору.
Ры-ры-ры, ры-ры-ры — наступил конец игры.
 
 
[п]
По-по-по – песню пой.
Пы-пы-пы – вытри пыль.
Пу-пу-пу – летит пух.
Уп-уп-уп – готовлю суп.
 
 
[б]
Бо-бо-бо – большой забор.
Бы-бы-бы – в лесу грибы.
Ба-ба-ба – бежит кабан.
 
Ба-ба – на крыше труба.
Бей-бей – прилетел воробей.
Би-би – прилетели голуби,
Бой-бой – покружили над трубой.
Бу-бу – птицы сели на трубу.
Бе-бе – птицы на трубе.
 
 
[т]
Та-та-та – поймай кота.
Ту-ту-ту – поет петух.
То-то-то – поем батон.
Ят-ят-ят – птички летят.
 
 
[д]
Ду-ду-ду – домой пойду.
Ды-ды-ды – попей воды.
Да-да-да – пойду сюда.
 
Де-де-де – Денис в воде.
Ди-ди-ди – из речки выходи!
Дём-дём-дём – домой пойдём!
Ди-ди-ди – всё лето впереди!
 
 
[н]
Но-но-но – у нас темно.
На-на-на – стоит стена.
Ны-ны-ны – идут слоны.
Он-он-он – возьми бидон.
 
На-на-на, на-на-на – на лугу растет сосна.
Ни-ни-ни, ни-ни-ни – осенью короче дни.
На-на-на, ни-ни-ни.
 
 
[в]
Ву-ву-ву – лови сову.
Во-во-во – воет волк.
Вы-вы-вы – бегут львы.
 
[ф]
Аф-аф-аф – купили шарф.
Уф-уф-уф – сядь на пуф.
Оф-оф-оф – поймали сов.
 
[к]
Ко-ко-ко – рот далеко.
Ка-ка-ка – дай молока.
Ку-ку-ку – лежи на боку.
Ок-ок-ок – беги со всех ног.
 
Ка-ка-ка – под мостом течет река.
Ко-ко-ко – мост над речкой высоко.
Ке-ке-ке – рыба плавает в реке.
Ки-ки-ки – возле речки рыбаки.
 
 
[г]
Га-га-га – у козы рога.
Гу-гу-гу – по лугу бегу.
Го-го-го – стоит вагон.
 
Га-га-га – заболела нога.
Ге-ге-ге – плохо ноге.
Ги-ги-ги – мама жарит пироги!
Ге-ге-ге – позабыл о ноге.
Гу-гу-гу – на кухню бегу.
Ги-ги-ги – хороши пироги!
 
Га-га-га – не болит нога!
 
 
 
[х]
Ха-ха-ха – поймал петуха.
Хо-хо-хо – идет Пахом.
Хи-хи-хи – поел ухи.
Ух-ух-ух – летит пух.
 
 
[с]
Са-са-са: на столе оса.
Су-су-су: боимся мы осу.
Сы-сы-сы: жало у осы.
Се-се-се: кисель дадим осе.
Са-са-са, са-са-са — у сосны стоит лиса,
Си-си-си, си-си-си — мы едем мимо на такси.
 
 
[з]
За-за-за – на лугу стоит коза.
Зу-зу-зу – мы увидели козу.
 
Зе-зе-зе – травку дали мы козе.
Зой-зой-зой – бежит козленок за козой.
 
 
[ш]
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
Что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Это утка в камыше.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
Выходи из камыша.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Нет уж утки в камыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
Что же шепчут камыши?
 
Шу-шу-шу, шу-шу-шу
Я письмо тебе пишу.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
И пишу я не спеша.
Шо-шо-шо, шо-шо-шо
У меня все хорошо.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
Мама нянчит малыша.
Шо-шо-шо, шо-шо-шо
Помогаю с малышом.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Забочусь о малыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
У тебя как – напиши.
 
Ша-ша-ша – в камыше нашла мыша.
Шо-шо-шо – мышке с нами хорошо.
Ши-ши-ши – ее любят малыши.
Шу-шу-шу – шишки мышке я сушу.
 
 
[щ]
Ща-ща-ща, ща-ща-ща
Дождь идет – я без плаща.
Ще-ще-ще, ще-ще-ще
Нет дождя, а я в плаще.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу
Я тебя не отыщу.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи
Ты иди, меня ищи!
Щу-щу-щу, щу-щу-щу
Вот теперь-то отыщу.
 
Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ
Будем мы готовить борщ.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща
Нету свеклы для борща.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи
Приготовим-ка мы щи.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу
Я капусту поищу.
Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ
Не клади в кастрюлю хвощ!
Щу-щу-щу, щу-щу-щу
Я морковку поищу.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща
Брат принес домой леща.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи
Поедим сначала щи.
 
 
[ж]
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Как-то еж пришел к ужу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Мне ужаток покажи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ежами не дружу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Еж уходит от ужа.
 
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
В зоопарк пришли к моржу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Испугались мы моржа.
Же-же-же, же-же-же
Сидят птички на морже.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Ближе подошли к моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Повернулись к нам моржи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Рыбку бросили моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Очень мирные моржи.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Не страшны совсем моржи.
 
Жа-жа-жа – видели в лесу ежа.
Жу-жу-жу – спели песню мы ежу.
Жи-жи-жи – нас услышали ужи.
Же-же-же – приползли ужи к меже.
 
 
[ч]
Чо-чо-чо, чо-чо-чо
У меня болит плечо.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Раз болит – иди к врачу.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Нет, к врачу я не хочу.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча
Буду плакать у врача.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи
Помогают нам врачи.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Коли так, пойду к врачу.
 
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Посадили алычу.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча
И вот поспела алыча.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Собираем алычу.
Чо-чо-чо, чо-чо-чо
Подставляй свое плечо.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи
Сварили сок из алычи.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча
Всем так полезна алыча.
 
Ча-ча-ча – снял пушинку я с плеча.
Чу-чу-чу – днем и ночью я молчу.
Чи-чи-чи – везу на стройку кирпичи.
Чу-чу-чу – никогда я не кричу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Отправить. Спасибо!